- СУГГЕСТИВНАЯ ПОЭЗИЯ
СУГГЕСТИ́ВНАЯ ПОЭ́ЗИЯ, суггестия поэтическая (от лат. suggestio намёк, внушение), поэзия, преимущественно лирическая, которая опирается не столько на логически оформленные связи, сколько на ассоциации (см. Ассоциативный образ), на дополнительные смысловые и интонационные оттенки. С. п. способна передавать смутные, прихотливые душевные состояния, завораживая «пленительной неясностью» (М. Ф. Рыльский); ср. знаменитые строки М. Ю. Лермонтова: «Есть речи значенье / Темно иль ничтожно, / Но им без волненья / Внимать невозможно» своего рода поэтическая декларация и «оправдание» С. п. В С. п. на первый план выдвинуты нечеткие, мерцающие образы, зыбкие речевые конструкции, поддержанные внушающей силой ритма. Ее «неуловимость» противостоит как трезвости классического и реалистического стиля, так и многозначной определенности поэтических символов. Благодатная почва для С. п. романтическое умонастроение, однако нет оснований закреплять суггестивный лиризм за каким-либо одним литературным направлением. Суггестивная поэтическая речь подключена непосредственно к эмоциональной сфере читателя-слушателя, к «ночной» стороне его сознания; не случайно здесь часто встречаются образы сна, звука, снежной стихии, ночи, в т. ч. и в народной поэзии: «Как со вечера цепочка горит, / Со полуночи серебряная, / Горит, горит, перегаривает, / Молодушку переманивает». Для С. п. характерны напевность и музыкальность (например, стихотворение А. А. Фета «Певице»), однако она порой не исключает философских и декламационных интонаций, свойственных медитативной лирике (стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте! »). Огромное многообразие поэтической суггестии заключено в лирике А. А. Блока. Другие примеры в русской поэзии XX в.: «Зимняя ночь» Б. Л. Пастернака, «Можжевеловый куст» Н. А. Заболоцкого, «Река Тишина» Л. Н. Мартынова.
А. П. Квятковский, И. Б. Роднянская.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.